Расписание семинаров

Нет событий

Бухгалтерия, которая работает

эффективная бухгалтерия

Автор очень любит бухгалтеров, особенно свою жену. Все гадости, сказанные в этой статье про бухгалтеров, имеют отношение исключительно к вымышленным персонажам, не умеющим нормально работать. Всякие совпадения с реальными лицами являются случайными.

Если вы отвлечетесь от дальнейшего чтения статьи и сделаете достаточно простое дело: возьмете ручку и бумагу, потратите не более 10 минут и запишете, что должна делать бухгалтерия и Главный Бухгалтер, что от нее требуется – у вас, скорее всего, это получится, и получится неплохо.

Этим листом можно пользоваться – и не так, как вы подумали, а как основой для штатных обязанностей. Но вот если вы захотите на основании этого листка проверить работу бухгалтерии или определить сумму вознаграждения бухгалтеров, или принять решение – а пора или не пора брать новых людей – тут вам придется несладко. Все сразу же станет абсолютно непонятно.

Потому что все начинают с одной маленькой, всего в одну букву, ошибки. Вместо слова «делать» нужно употреблять слово «сделать». Тогда вместо процесса труда возникнет понимание результатов труда – и вот результаты-то контролировать гораздо проще.

Что делали? Канаву копали... Ну, и как? Хорошо! Быстро! Бабки гони, начальник!

Стоп-стоп...

Что сделали? Канаву выкопали... Ну, и сколько? 4 метра, начальник... А в глубину? Ну, на штык... А в ширину? Ну, тоже – на штык... Ну, и какие тут могут быть «бабки», при таком результате[1]? – соразмерные результату. Выкопаете в 2 раза (по кубатуре, разумеется) больше – получите в 2 раза больше. Выкопаете в 3 раза – получите в 3 раза. Пока что, с учетом тяжелого грунта, 50 рублей. Всего, всего, не «каждому». Насмотрелись тут видиков, дармоеды... Попросите экскаватор – норма будет пересмотрена в сторону увеличения в связи с ростом фондовооруженности труда и увеличением расходов на аренду спецтехники.

Уф, с землекопами разобрались... кто там следующий на очереди? Бухгалтерия? Отдел продаж? Склад? Производство? А, рекламный отдел и отдел маркетинга! Рад, но вы чуть позже – первая за новой штатной единицей пришла бухгалтерия, с нее и начнем...

Итак, что наша бухгалтерия должна сделать?

Каков должен быть результат ее труда?

И не только в конце месяца или квартала – такой результат измеряется, как правило, одной штукой (отчет сдали, камень с души свалили), а сделать ежедневно – чтобы можно было, в частности, контролировать производительность и загрузку сотрудников, их численность и т.п. реально, а не путем изучения траектории рук жестикулирующего главбуха, потерявшего дар речи при вопросе «сколько».

Чтобы можно было добиться, чтобы сотрудники с пользой, т.е. результативно, т.е. так, чтобы этот результат можно было применить для зарабатывания прибыли и капитализации компании, работали ежедневно по 8 часов (а еще лучше – 480 минут).

Чтобы бухгалтерия (и другие подразделения «белых воротничков») ничем не отличалась от обычного цеха вспомогательного производства, выпуск продукции которого ежедневно контролируется по количеству, качеству и себестоимости, которому не дают тратить ресурсы просто так, делая ненужную продукцию. Да и нужную требуют делать – строго в необходимых количествах и вовремя.

В рамках короткой статьи сложно уместить весь ход рассуждений, приводящих к полному продуктовому ряду, так что придется ограничиться основными результатами. Бухгалтерия изготавливает в массовом количестве следующие продукты:

  • документы обработанные (т.е. занесенные в нужное место программы) – поштучно;
  • обработанные строки документов (для длинных документов типа накладных) – поштучно;
  • сами документы (исходящие) – поштучно;
  • консультации клиентам и сотрудникам компании – по времени (часам), как любой консультант;
  • напоминания о том, что пора – поштучно. Клиентам – что пора платить, сотрудникам – что пора сдать документы...
  • записи в бухгалтерской базе данных, проводки, сделанные вручную – поштучно;
  • и другие, по мелочи.
Критерии качества здесь простые – такой продукт имеет либо 100% соответствие ТУ, т.е. все сделано без малейших отклонений и ошибок, либо малейшая ошибка или опоздание по сроку (осетрина второй свежести) превращает его в ничто (и, разумеется, не должно оплачиваться, а скорее наоборот)

Лично Главный Бухгалтер и старшие бухгалтеры изготавливают «долгоиграющие» продукты инвестиционного характера, безмерная польза от которых поступает на протяжении многих лет:

  • нормативные документы: инструкции, учетные политики, технические задания автоматизаторам и т.п. – полистно (в одном стандартном листе А4 – 2500 печатных знаков, чтобы не думалось иного);
  • различные распоряжения, бюджеты и т.п. – тоже полистно (чем подробнее распоряжение или документ, тем оно при прочих равных лучше);
  • прочтенные нормативные документы ГНИ, Минфина и иных законодателей бухгалтерской моды - полистно[2];
  • и иные стратегические активы компании.
Качество проверяется аналогично – путем соответствия ТУ, но уже не производителя, а потребителя. Русским языком говоря – берет инструкцию тот, кому эту инструкцию выполнять. И вычеркивает оттуда
  1. то, что лишнее и давно известно, или просто переписано из ПБУ, и
  2. то, что непонятно.
Остается продукт, 100% годный к употреблению и оплате.
 

И так – 480 минут в день, 22 дня в месяц, 11 месяцев в году... правда, платить за сделанную работу придется существенно больше, чем за процессдемонстрирования работы - но оно того стоит.

Если еще немного напрячься – можно разработать и установить нормативы на труд. И тогда наступившее счастье станет практически безмерным! Работал 8 часов? 480 минут? Покажи 480 проводок![3]

Так, 5000 печатных знаков сделано. Два листа А4, общее время правки – 72 минуты. К оплате – 180 у.е.

А КАК ЖЕ ОТЧЕТНОСТЬ?!!!? МЫ ЖЕ ЕЕ... ап-ап-ап...
А отчетность – это не продукт, и денег не стоит. Отчетность в нормально сработанной системе с нормально введенными данными вылезает из принтера по нажатию одной клавиши, подписывается в течение 10 минут и отправляется по почте...

Отдел Продаж! Вы там что-то хотели? Ваша очередь...

Игорь Маркичев

___________________________________________________________________________

[1]Примерно 0.3 кубометра.

[2]Если кто-то думает, что это автор опять издевается, то он ошибается. Начиная с первого дефиса автор серьезен и деловит. Главбух, который после прочтения 137-й страницы последних изменений и дополнений к Налоговому (или иному) Кодексу устало потер воспаленные глаза, выдохнул и сказал: «Ну, ладно! Прорвемся!» - это как тот сапер Иванов, что после опасного и изматывающего дня выставляет табличку «Проверено, мин нет!». И вообще – главбух ошибается один раз. В жизни компании.

[3]Чтобы автора не обвиняли, как обычно, в садизме и иных грехах, он готов сослаться на советский норматив образца 1978 года, Госбанка СССР, который требовал от бухгалтера, работающего в автоматизированной системе (тогдашней), 800 (!) проводок в день.