Расписание семинаров

Нет событий

Эссе о качественных показателях, характеризующих продукты, работу ЦФО и подразделений и т.п.

Качественные показатели, характеризующие продукты, работу ЦФО и подразделений

Хотя качественные показатели и называются именно так, это вовсе не означает, что их не следует измерять и характеризовать абсолютными или относительными цифрами.

Более того, у тех, кто занимается оценкой на практике, рано или поздно возникает вполне определенная мысль: если что-то нельзя измерить, то и не стоит это называть словом «показатель» или «характеристика» - или любым иным приличным словом.

Ибо «показатель», который невозможно выразить в цифрах, ничего показать не может, кроме общей либо частичной безграмотности людей, его использующих.

Таким образом, императивом технолога и управленца должно стать – никаких показателей, которые не могут быть объективно измерены. Никаких «качественных» показателей – только то, что измеряется в цифрах. Происходит отказ от «качественных» показателей в пользу создания системы количественных показателей, характеризующих объект или ситуацию с разных сторон. И вместо того, чтобы объяснять, почему данный показатель не может быть сделан количественным, нужно заниматься поиском способов измерения, либо стараться заменить «качественный» показатель набором количественных, имеющих в совокупности такой же смысл.

В большом количестве случаев профессионалы так или иначе смогли уже уйти от «чисто качественных» характеристик к количественно-качественным или даже просто количественным. Возьмем к примеру такой распространенный бытовой показатель как «свежий-несвежий». То, что одному кажется вполне свежим (например, солдату после марш-броска – комплект обмундирования, просто повисевший на хорошем ветру пару часов) – другому покажется верхом (или низом?) «падения нравов». Нормальный яппи принимает душ не менее 2-х раз в день и соответственно меняет белье на «только что из стирки». Поэтому т.н. «качественные» показатели следовало бы правильнее называть «субъективными» - хотя другие профессионалы (политики, юристы, спортивные судьи) с успехом показали, что и субъективные ощущения и мнения можно превращать в объективные цифры – пусть во многих случаях «только» статистически объективные.

В отношении, например, продуктов питания, показатель свежий-несвежий тоже делается все более объективным, если мы применяем все более подробные числовые характеристики:

  • дата и время изготовления;
  • длительность хранения (в часах или днях) при определенных условиях;
  • количество бактерий определенных типов в единичном объеме (или на единичной площади) образца;
  • иные показатели, используемые СЭС и пищевиками

И, в качестве апофеоза применения численных методов:

  • сколько человек из тестовой группы почувствовали неприятный запах;
  • сколько человек (какой процент) обратились после потребления продукта за врачебной помощью;
  • сколько человек просто пожаловались на ухудшение самочувствия, субъективно связав его с данным продуктом.

Для большинства людей, способных покупать драгоценности, главным измерителем «качественного» показателя «любит/не любит» стала сумма, которую ухаживающий субъект готов потратить на украшения своей визави. Хотя некоторые эстетки предпочитают измерять любовь в количестве свернутых скул, разбитых носов, поставленных под глаз синяков (при чем без особого различения – под чей глаз), высоты, с которой любимый готов спрыгнуть, рискуя сломать и отбить себе всю анатомию организма – но ведь измеряют в численном выражении!

И хвастаются друг перед другом именно числами – даже при несравнимости конкретно (синяки против золота 900-й пробы) динамика может быть показательна сама по себе. Да и в любом человеческом сообществе – от младшей группы детсада до NYSE быстренько вырабатывается если не всеобщий эквивалент, то хотя бы некоторый паритет активов: четыре «кэпса» за одного «покемона», или 2.37 акции Корпорации за 1.89 акции Компании при их слиянии.

Мораль – работать, работать и работать – в данном направлении.

Отдельным запутанно-запущенным вопросом является упомянутый выше поиск всеобщего эквивалента. В макроэкономике таковым признаны деньги, т.е. – в современном мире - непонятно перед кем и непонятно какие символы государства. Теоретически желательно (по крайней мере, такого рода желания постоянно высказываются в литературе) перевести все показатели к одной единице измерения – и лампочки, и апельсины, и киловатты, и проценты выполнения плана... Однако те, кто еще не забыл теорему эргодичности, или просто время от времени сталкивается с реальной жизнью, весьма скептически настроены в этом вопросе.