Расписание семинаров

Нет событий

Креативные методики - какие они?

Вопрос от новичка – что такое креативные методики? Вопрос от advanced user – куда идет развитие креативных методик? Эти вопросы связаны неразрывно, один ответ вырастает из другого, как дерево из семени. Поэтому попробуем разобрать оба вопроса в связке. 

Что такое креативная задача и зачем нужны креативные методики?


Креативная задача (вспомним, что create означает создавать) – это задача по созданию нового. Этим новым может быть и новый продукт, и новое свойство существующего продукта, и новые взаимодействия, и новые цели, и новые пути достижения прежних целей – всё новое, для чего не существует инструкций по типу «если нужно получить А, сделай Б». 

Создавать новое приходится в условиях, когда нет надежных исходных данных, нет проверенных путей решения, нет точных критериев отбора и проверки результатов. Зона поиска решения может быть огромна или, наоборот, слишком узка – так что невозможно сделать ни одного шага. Лень и привычки говорят «не надо ничего менять, пусть всё будет как было», обостряющиеся внешние условия или внутренняя тяга к гармоничным решениям отвечают «так дальше нельзя, нужно что-то менять». Так появляется креативная задача.

В начале решения всегда находится «решимость решать». Внутренний импульс – «я могу решить эту задачу». До появления такого импульса задачи еще не существует. Вместе с этим импульсом начинается решение. След проделанного пути от задачи к новому результату постепенно превращается в метод. Метод не гарантирует решения, но упрощает появление и работу внутреннего импульса, внутренней мотивации к решению. Это своеобразный ритуал, охраняющий и поддерживающий креативный импульс.

Методики всегда сопутствовали креативным решениям, но, начиная примерно с середины ХХ века, появился спрос на креативные методики, как на отдельный продукт. Количество креативных задач нарастало с такой скоростью, что потребовались методы, упрощающие (а лучше – гарантирующие) выработку креативных решений. И цель таких методов – переход от ситуации «так дальше нельзя» к нескольким работоспособным путям «а так – можно». 

Четыре типа методик – в чем различия?

 
Существующие на сегодняшний момент методики можно более-менее четко разделить на четыре большие группы:

1. Методики поиска решения по «опорной сетке»
2. Методики ассоциативного поиска
3. Аналитические методики
4. Инсайтные методики (управление вдохновением)


k2В первом случае мы определенным образом намечаем поле поиска и разбиваем его на «квадраты» – чтобы затем заняться последовательным «прочесыванием по квадратам». Это метод последовательного получения «необычных комбинаций обычных решений» или «комбинаций обычных решений с необычными условиями». К таким методам относится морфологический анализ (Ф.Цвикки), метод РВС (Г.Альтшуллер), упорядоченный поиск Левина, CASA, проектирование смещением границ. Результативность здесь определяется шириной выбранного поля, «плотностью» квадратов и рекомендациями по выбору наиболее перспективных квадратов.


k1Во второй группе способом выхода на нестандартные решения является предварительное максимально полное «вычерпывание» как стандартных, так и самых фантастических решений – результативность определяется комбинированием и взаимным ассоциативным усилением вариантов. Дополнительным эффектом, увеличивающим возможности данных методов, является ситуация «чистого поля» – в тот момент, когда исчерпаны все привычные пути и тропинки, я вдруг замечаю, что можно идти по чистому полю – без проторенных путей. К таким методам относится мозговой штурм (А.Осборн), метод фокальных объектов (О.Вайнинг), анализ по атрибутам, метод проектирования Мэтчета, многочисленные списки контрольных вопросов. С некоторой натяжкой сюда можно отнести и 40 приемов разрешения противоречий (Г.Альтшуллер).


Методики первых двух типов до сих пор являются наиболее эффективным средством решения креативных задач в сфере «человек–человек» (большинство креативных задач маркетинга, рекламы, PR, сбыта, поиска бизнес-идей). Доминирование данных методик в технических задачах уже не так бесспорно ввиду развития аналитических методик. Принципиальным ограничением в развитии методик первого и второго типа является их попытка использовать слабость (ограниченность и наполненность стереотипами картины мира) в силу (преодоление стереотипов посредством самих стереотипов). 

Аналитические методики – еще один гимн интеллекту?


Аналитические методики направлены на сознательное разрушение целостной картины вокруг креативной ситуации ради вычленения из нее определенных «главных» элементов. Взаимодействия и свойства этих элементов подвергаются формализации, после чего поиск решения проводится в формализованном виде. Полученные рекомендации переводятся затем обратно – «в плоть и кровь», от формул – к реальным объектам. Сильной стороной таких методик является освобождение от исходных стереотипов при переходе на уровень формул. Основной недостаток – обратная сторона достоинств – потеря значительной части картины при вычленении «главных» элементов. 

k4Одной из лидирующих методик аналитического целенаправленного поиска является ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач, Г.Альтшуллер). Методика строилась на анализе большого количества изобретений (несколько сотен тысяч), с выделением эвристических приемов решения и законов, по которым технические системы развивались, улучшая свои характеристики и сменяя друг друга. Несмотря на определенные успехи теории в решении задач типа «техника–техника» и «человек–техника», массового распространения она не получила. В настоящее время применимость теории осложняется и устареванием того патентного фонда, на анализе которого она строилась.
Базовые понятия ТРИЗ (идеальность, противоречия) могут быть рекомендованы для анализа задач маркетинга продукта – для целей усовершенствования товаров (услуг) или замены одного продукта другим. Для решения всего спектра задач типа «человек–человек» существующие сегодня аналитические методики поиска креативных решений едва ли пригодны, ввиду исходной установки на усечение картины вокруг креативной ситуации и степени этого усечения. В технических задачах это часто служит выделению сути задачи, сути противоречия, а в «человеческих» превращается в мертвый шаблон, похожий на исходную ситуацию лишь внешне.

Помимо ТРИЗ, к аналитическим методикам решения креативных задач можно отнести кумулятивную стратегию (Пейдж), метод ликвидации тупиковых ситуаций (Осборн, Вайтинг). Попытки построения согласованных методик подобного рода следует ожидать и в будущем – поскольку принципиального улучшения эффективности в ассоциативных и «опорно-сеточных» методиках добиться уже вряд ли удастся.

Инсайтные методики – решение появляется само собой…


Решение одним «прыжком» – вот иллюстрация к инсайтным методикам. Здесь можно выделить два полюса – глубокие изменения (стирание личности, религиозные практики) и временные поверхностные изменения (дыхательные техники, применение галлюциногенных препаратов). Первый полюс сложно выбирать ориентиром, если речь идет о подходе «есть задача – будет решение». Здесь всё, что могло трактоваться повседневным сознанием как задача, уничтожается как класс – вместе с уничтожением (или заменой) клубка стереотипов и ограничений, который называется личностью.

k3Подходы второго полюса – достижение временного измененного состояния сознания ради получения нового – более широкого или более глубокого – целостного взгляда на данную проблему (в отличие от аналитических методик глубина достигается не за счет разрушения картины). Решение появляется в свернутом виде, в виде знака, метафоры, которую нужно расшифровать (сравните с ассоциацией – знак уже содержит ответ, а ассоциация – лишь один из тысячи намеков).
Проблема в том, что точность прыжка снижается с увеличением его мощности. При достижении глубоких изменений в восприятии и мышлении, важными оказываются совсем другие задачи – часто «выползают» нерешенные личные конфликты или же, наоборот, самые счастливые моменты. Объединение личного опыта, повышение чувствительности к целостности мира, ослабление самоидентификации и повышение внимания к деталям и оттенкам – всё это остается и по окончании «трансового» состояния, и всё это может рассматриваться как способ повышения творческих способностей. 

Одной из попыток создания прикладного метода «контролируемого инсайта» ради решения конкретных креативных задач можно считать метод синектики (У.Гордон). К настоящему времени целостная методика, подразумевавшая длительную подготовку синектической группы, распалась на отдельные приемы, которые – по нашей классификации – уже должны быть отнесены к ассоциативным методикам (прежде всего, метод прямых аналогий), а не к инсайтным. 

Как бы то ни было, ни один из существующих сегодня «инсайтных» подходов нельзя считать технологически приемлемым – ради решения какой-то конкретной задачи. Научные исследования возможностей измененных состояний сознания при решении креативных задач сегодня проводятся в рамках психологии, а подчас и психиатрии. Что и влияет на акценты в исследованиях, и на результаты. Однако появление новых эффективных методик подготовки «решателей» и новых методик поиска решений в рамках этого направления вполне вероятно уже в ближайшем будущем.