Расписание семинаров

Нет событий

Нелинейный алгоритм решения изобретательских задач

Одним из самых обсуждаемых инструментов решения креативных задач является АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач (автор - Г.С.Альтшуллер, основатель ТРИЗ - Теории Решения Изобретательских Задач). Его ругают, на него уповают. Приверженцы ТРИЗ заявляют, что АРИЗ - это алгоритм, суммирующий и упорядочивающий все операторы и понятия ТРИЗ, а значит и опыт нескольких сотен тысяч патентов, проанализированных Альтшуллером и его последователями. Их оппоненты возражают, что любой алгоритм сковывает творческую мысль - особенно алгоритм, содержащий в себе несколько страниц, набранных мелким шрифтом.

Сильные аргументы есть в запасе у обеих сторон. Нам остается попробовать найти путь, при котором ""концентрированный опыт есть, а оков нет"" - это будет наш идеальный конечный результат, согласно Альтшуллеру. Первое, что хочется сделать при знакомстве с АРИЗ (для меня это знакомство произошло более 10 лет назад) - вывести некую периодичность, перевести неохватную взглядом линейную последовательность, простирающуюся на несколько страниц, в нечто более-менее обозримое - к примеру, в таблицу.

Что должно быть в заголовках строк и столбцов? Какие подходы использовать для такого разбиения?

В заголовках столбцов, разумеется, удобно было бы отразить последовательность крупных этапов развития решения во времени. Аналитическое решение любой креативной задачи развивается от неясной КАРТИНЫ (внутренне эта неясность переживается как дискомфорт), к прояснению - что за СИСТЕМУ необходимо создать, улучшить или заменить. Затем решение продвигается к выявлению и анализу наиболее слабого или наиболее перспективного для изменений ЭЛЕМЕНТА данной системы. После получения идей по изменению выбранного элемента (или его взаимодействия с другими элементами) мы переходим к этапу интеграции идеи решения, полученной для данного ЭЛЕМЕНТА В СИСТЕМУ, частью которой он является. Последний этап решения - интеграция полученного ответа для данной СИСТЕМЫ В НАДСИСТЕМУ, частью которой она является.

Если удается найти решение, которое преодолевает исходное противоречие, делает значительный шаг на пути увеличения степени идеальности системы - и при этом оказывается выгодным надсистеме, то решение обычно внедряется легко - задачу можно считать полностью решенной. Таким образом для заголовков столбцов можно выделить:

  • Картина
  • Система
  • Элемент
  • Элемент в системе
  • Система в надсистеме

Теперь становится более заметна цикличность в использовании инструментов ТРИЗ при решении задачи - на каждом из этапов (картина, система, элемент...) мы сначала выделяем интересующие нас объекты, затем формулируем задачу и идеальный конечный результат. При попытке продвижения к идеальному конечному результату, развитие системы (элемента, элемента в системе...) наталкивается на противоречия. Противоречия разрешаются с привлечением ресурсов (приемов, стандартов, эффектов и т.д.) - мы получаем идею решения для данного этапа или для задачи в целом. Остается проверить насколько эта хороша, этот этап можно назвать словом ""Ответственность"". Таким образом, мы получаем заголовки строк алгоритма:

  • Системность
  • Идеальность
  • Противоречия
  • Ресурсы
  • Ответственность

Достаточно быстро выяснилось, что наиболее важным качеством полученного алгоритма является не просто легкость восприятия (как следствие перекрестной группировки всех инструментов и операторов ТРИЗ в 25 упорядоченных ячейках), но и возможность отступать от жесткой последовательности, углубляя анализ в том или ином направлении и не теряя общей линии решения. Полученный алгоритм можно назвать нелинейным - не существует фиксированной последовательности перемещения по его полю. Есть ряд рекомендаций:

  • Решение начинается, в общем случае, с левой верхней ячейки (не считая строки и столбца с заголовками), а заканчивается - в правой нижней.
  • Рекомендуется перемещаться за один шаг решения в одну из соседних ячеек - по горизонтали или по вертикали (за исключением случаев перехода из последней ячейки одного столбца в первую ячейку следующего или возврата из последней ячейки в первую)
  • Смещаясь (из любой ячейки) правее, вы углубляете анализ, название которого содержится в заголовке строки (системный анализ, анализ идеального конечного результата, анализ возникающих противоречий, анализ доступных ресурсов, анализ качества полученных идей)
  • Cмещаясь на одну позицию ниже вы развиваете решение в пределах данного этапа (картина, система, элемент…)
  • Возврат по горизонтали или по вертикали позволяет либо уточнить данные для дальнейшего решения, либо откорректировать допущенные ошибки

Таким образом, алгоритм представляет собой матрицу с 25 ячейками, каждая из которых приближает к решению. При работе с алгоритмом активная ячейка будет подсвечиваться, а дополнительные рекомендации для текущей ячейки появятся в нижнем поле. Если удовлетворительного решения не было получено, то задача переформулируется для ближайшей надсистемы или осуществляется переход от задачи следствий к задаче причины. К примеру, задача разработки нетрадиционной рекламы для определенного носителя может быть последоватьельно переформулирована в задачу разработки нетрадиционной рекламы для любого носителя, в задачу продажи товара определенной целевой группе, в задачу поиска любых путей продажи товара, в задачу поиска другого перспективного товара для производства или перепродажи, в задачу поиска других перспективных направлений вложения инвестиций, в задачу поиска способов преумножения имеющихся ценностей без необходимости инвестировать, в задачу поиска путей удовлетворения желаний без зависимости от денег, в задачу поиска путей жизни тела без желаний, в задачу поиска путей жизни без тела, и так далее...

Для пользования алгоритмом необходимо хотя бы поверхностное знание основных понятий и инструментов ТРИЗ. Ознакомление с ними выходит за рамки статьи.