Расписание семинаров

Нет событий

Правильная мотивация бухгалтерии

b2Во многих компаниях, с которыми мне довелось поработать, мотивация сотрудников бухгалтерии либо просто отсутствовала (бухгалтеры “сидели на окладах”), либо была достаточно простой. Помимо оклада существовала премиальная часть, которая выплачивалась, если все хорошо, и не выплачивалась, если все не очень хорошо или совсем плохо. Иногда бухгалтерии перепадала премия по итогам работы компании в целом.

Когда технология KPI (ключевых показателей эффективности) появилась в России, в первую очередь на нее стали переводиться сотрудники отделов продаж. Считалось, что наибольший эффект технология даст именно у них. А в таких отделах, как бухгалтерия, ничего не поменялось. И это неудивительно - ведь к бухгалтерии сложилось устойчивое субъективное отношение как к подразделению не зарабатывающему, а только “проедающему” деньги компании. К этакому обременительному придатку, навязанному государством. Нужно же кому-то общаться с налоговой, пенсионным фондом и прочими госорганами - вот и приходится содержать бухгалтеров.

 

Конечно, со временем делались попытки разработать систему KPI и для бухгалтерии, но в силу все того же устоявшегося стереотипа примитивной роли этого подразделения, дальше показателей типа “сдача отчетности в срок” или “объем штрафов, начисленных налоговой инспекцией”, дело не заходило.

Между тем, правильно организованная бухгалтерия - это мощный инструмент координации работы всех подразделений и незаменимый помощник в деле оптимизации оборотных средств компании. Ведь именно бухгалтерия является регулирующим центром влияния на итоговый финансовый результат и чистую прибыль. Фактически бухгалтерия, как барабанщик в ансамбле, задает ритм всем бизнес-процессам компании.

Не секрет, что “продажники” продают, а “снабженцы” покупают, не очень задумываясь ни о дебиторской задолженности, ни об оптимальности договоров с точки зрения налоговых выплат. Все это, традиционно, является “головной болью” бухгалтерии.

Генеральные директора удивляются: “Как так? Выручка растет, а на расчетном счете - пусто!” А ведь все просто - важно не только заработать деньги, важно - их сохранить. И здесь огромную роль может сыграть правильная мотивация бухгалтерии.

Вот именно о том, какой должна быть правильная мотивация бухгалтерии, чтобы она из обременительного и затратного подразделения превратилась в “правую руку” генерального директора, идет речь на семинаре “KPI  для бухгалтерско-финансовой службы”.

Обидно видеть, что многие главные бухгалтеры интуитивно правильно выстраивают работу своего подразделения, но вот когда генеральный директор их вдруг спрашивает в лоб: “А за что, собственно, я Вам деньги плачу?”, теряются, и не знают, что ответить...

На семинаре мы рассмотрим 24 основных KPI, и еще столько же - дополнительных, которые рекомендуется внедрять не сразу, а постепенно. Знаете, как у летчиков - сначала осваиваются основные навыки, и только потом - фигуры высшего пилотажа.

Основными принципами, на которых построен семинар, являются:

  • минимум субъективизма, ибо нет ничего хуже, чем оценивать результаты работы по авторитарному принципу “я так считаю”

  • максимум простоты контроля и расчета показателей - чем понятнее показатель и методика его расчета для того, кого мы хотим мотивировать, тем лучше он мотивирует

  • положительный экономический эффект от использования каждого показателя (затраты на организацию контроля и сбора информации не должны превышать “прибыль” от этого контроля)

Показатели охватывают все аспекты деятельности бухгалтерии, тем самым создавая целостную картину результатов работы. При этом показатели четко взаимосвязаны друг с другом и распределены по четырем основным группам:

  • качество работы (технологичность)

  • эффективность работы (экономичность)

  • комфортность работы (включая взаимоотношения с “соседями” и “верхами”)

  • системность работы (тот самый “высший пилотаж”)

По каждому показателю проговорим его сущность и тонкости использования. А тонкостей - очень много. Даже если взять самые “избитые” показатели “Своевременность сдачи отчетности” и “Сумма штрафов, начисленная налоговой инспекцией”, то при более вдумчивом подходе возникает множество вопросов.

“Как воспринимать уточненные декларации?” “Всегда ли уточненная декларация - это плохо?” “И всегда ли уточненные декларации подаются вследствие недоработок бухгалтерии?” Безусловно, далеко не всегда.

Та же ситуация и с показателями штрафов. Не секрет, что налоговая инспекция иногда начисляет штрафы неправомерно, и отстаивать свою позицию остается только в судах, которые могут длиться годами. И как быть, в таком случае, с премиальной частью зарплаты главного бухгалтера? И опять-таки, всегда ли в этих штрафах виновата бухгалтерия?

Простая фиксация количества уточненных деклараций или суммы штрафов не может служить окончательной оценкой качества работы бухгалтерии.

Вообще, если посмотреть на сложившуюся практику внедрения KPI, традиционно много внимания уделяется разработке самого перечня показателей и определению оптимального удельного веса каждого из них в структуре премии. И очень мало времени отводится на тщательную проработку методики расчета этих показателей, да и вообще, на правильную их интерпретацию и оценку.

Это большая ошибка, так как если расчет показателя изначально неверен, то он не только не приносит пользы, хуже того, он приносит вред. Ведь если несправедливо оценивать работу конкретного человека, то хороших людей можно просто потерять. А недобросовестные сотрудники, наоборот, очень быстро подстроятся под такую систему мотивации, и будут делать не то, что нужно компании, а то, что нужно, чтобы получить максимальную премию.                                                                      Павел Меньшиков

Как повысить КПД сотрудников на 500%