Расписание семинаров

Нет событий

Волны кризиса или Вернувшись из Дубая...

on 31 Октябрь 2013.

13103101Я задумался, как выглядит нынешняя экономическая ситуация в России?

Если формулировать коротко, то - “преддверие задницы”.

Внутренние “драйверы роста”, даже довольно искусственные, типа саммита АТЭС и Сочи-14, исчерпаны, а новых не заметно.

Внешние драйверы давно на нуле, да еще и вступление в ВТО добавляет воды на угли.

Средний рост экономики - около 0.

При этом “крупняк” вырос на 5-7%.

Соответственно, этот рост “крупняка” был за счет малого и среднего бизнеса.

Большинство коллег говорят в лучшем случае о незаметном росте, но обычно стыдливо признают падение: -5-10% от цифр 2012 года.

С учетом инфляции можно добавить еще пару процентов “в минус”.

Это все называется “рецессия”. 

Но это у всех - “рецессия - ожидание подъема”, а у России собственный путь.

Рецессия толкает бизнес на снижение инвестиционной активности и оптимизацию затрат. 

Это хорошо, но это означает сокращение персонала.

Высвобождение персонала в рамках страны будет массовым. С учетом заявлений премьера насчет “кто не спрячется, мы не виноваты” - рост безработицы гарантирован.

Безработица = дополнительной нагрузке на бюджет. Безработных будут либо финансировать напрямую на уровне пенсионеров, либо создадут “как бы рабочие места”. В любом случае - это аукнется дополнительным выбиванием налогов и сборов.

Чтобы эти налоги и сборы заплатить, бизнес будет вынужден оптимизировать расходы… круг раскрутки кризиса замыкается. 

Может ли МСБ (малый и средний бизнес) сделать что-то?

Вряд ли.

МСБ можно сравнить с караваном ( от перс.كاروا, вероятно от курд. kar, миссия +van, люди) — группой людей, путешествующих вместе с торговыми, паломническими или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности. Этот караван пока что занят “малыми гражданскими войнами” (спором о том, кто первый нашел оазис) и не готов консолидированно и внятно выступать как заказчик и лоббист в политике бескрайней экономической "пустыни".

Что делать?

  • Ну, если продолжать придерживаться стратегии “каждый сам за себя”, то наиболее выгодной тактикой будет “тактика лишней овцы”. Иное название - “кто раньше встал, того и тапки”. Вариант: “бей первым, смейся последним”.

  • “Ничего лишнего - чисто бизнес”. В начальные периоды кризисов наибольшие шансы у тех, кто максимально аморально старается сохранить ресурсы. В первую очередь - денежные.

  • Следует от инвестиционной стратегии перейти к инвестиционной тактике. Финансировать только краткосрочные проекты с результатом, фиксируемым за квартал. 

  • Максимально “ужать” компанию и перестроить ее на схему “минимум постоянных затрат”. Такая схема гарантирует прибыльность даже в кризисное время, хотя социальными обязательствами придется пожертвовать.

  • Торговля - за наличные и по предоплате. 

  • Снизить уровень кредиторской задолженности, особенно перед банками.

Игорь Маркичев

Подробнее на семинаре "Кризис новой длинной волны в России. Прогнозы и решения."