Расписание семинаров

Нет событий

«Взрослеем» сотрудников

Инфантильность сотрудников и руководителей в бизнесеНе секрет, что бизнесу в современном мире от государства и общества передается все больше функций.

Теперь в этот процесс включились семья, ясли, детские сады, школы и ВУЗы.

Если раньше воспитание человека осуществлялось этими институтами (ну, еще огрехи исправляли Дом Пионеров, армия и зона), то сейчас бизнес отовсюду получает сотрудников, наиболее общим качеством которых является инфантильность.

Увы – часто процесс становится самоподдерживающимся. Бизнес провоцирует, а потом закрепляет и поддерживает инфантильные отношения. И делает это не только бизнес – это делают и иные незрелые социальные организмы, именуемые организациями, компаниями, «тусовками», «партиями»…. Такие же незрелые, как и окружающие их, и состоящие из тех же людей семьи, коллективы, клубы, и прочее…

Каждый их этих организмов так или иначе по-своему страдает из-за некачественного «материала» - но бизнес страдает деньгами, а оттого – страдает заметнее других.

Мы имеем образованных, умных, креативных, дружелюбных, веселых, коммуникабельных, оптимистичных сотрудников с огромным потенциалом.

Беда лишь в том, что они не хотят работать – ну не нравится им этот процесс сам по себе! А уж если речь заходит о том, чтобы правильно работать, т.е. делать не вообще, а то, что нужно, в конкретный момент и с заданным темпом…

И как бы мы их ни «мотивировали» – сдвиги оставляют желать лучшего.

А все объясняется очень просто. Дети мотивации не подвластны. С детьми можно играть, ими можно манипулировать, их можно заставлять, их можно развивать – но не мотивировать. Все эти краткосрочные методы назовем словом «стимулирование». Мотивация – технология для взрослых людей, а у нас недостаточно этого контингента.

Мотивация требует от мотивируемого не только наличия интеллекта, но и умения себя заставлять самостоятельно. Мотивация построена на базе высшей нервной и духовной деятельности. Манипуляция, стимулирование и иные «детские» технологии строятся на безусловных потребностях и низших животных рефлексах. Мотивация – инструмент долгосрочного, стратегического управления (поэтому управленцы за ним так и гоняются Улыбка). Манипуляции, стимулирование и т.п. имеют краткосрочный характер и требуют существенно больших трудозатрат со стороны управленца.

Даже долгожданный работодателями кризис не улучшил картины. Да, сотрудники напугались. Да, они дрожат и трепещут! Да, они согласны на уменьшение зарплаты и урезание бонусов! – но как работали, так и не работают. Точнее – как хреново работали, так хреново и работают. Хотя все всё понимают.

В 99% случаев ларчик с ответами открывается простой фразой: «детский сад, штаны на лямках!». Большинство компаний, в которых мне приходится бывать – от успешных до проблемных – напоминают мне именно это и различаются лишь контингентом спецдетсада.

Может быть разный уровень интеллекта – в некоторых детсадах проходят высшую математику, в некоторых ограничиваются пятипальцевым счетом…

Может быть разный уровень творчества и креатива – где-то рисуют и поют, а где-то ходят строем…

Может быть разным уровень физического развития – где-то хлюпики, а где-то усатые и бородатые самцы…

Но везде одна и та же проблема: по-детски безответственное и несерьезное отношение к жизни. Даже если и умеют умом заглянуть немного в будущее и увидеть там зиму – сердцу не прикажешь! И вместо дров норовят купить побольше игрушек и конфет…

Основной причиной неуспеха современных систем мотивации в России является инфантильность мотивируемых и «мотивирующих» - т.е. фактическое отсутствие базы мотивируемых. Некого мотивировать! Для имеющегося «контингента» нужны системы стимулирования, а не мотивации .

Когда я рассматриваю «современные» системы «мотивации», предлагаемые на рынке, мне все время кажется, что у всех них, самых разных, один и тот же автор. И диагноз у этого автора – «математик, страдающий раздвоением личности». Математик – потому, что половина системы представляет собой более или менее длинный и сложный математический расчет, к реальной жизни отношения не имеющий. Раздвоение личности – поскольку не учитываются реальные факты жизни. «Представим, что человек имеет форму шара, находящегося в вакууме в отсутствие электрических и магнитных полей»

Кстати, «современными» эти системы может называть человек ну очень не знакомый с историей. Все без исключения эти системы применялись еще в Византии и допетровской Руси, я уже не говорю о Риме и Древнем Шумере.

Я не против управления «детским садом» теми средствами, которые для этого реально пригодны. Но я предлагаю работать все-таки с открытыми глазами, и «с открытым забралом» объявлять, чего же мы хотим.

Если мы хотим выжать максимальную прибавочную стоимость из великовозрастных детишек – это один вариант. Хотя честнее и выгоднее продать их на органы… Если мы хотим создавать прибавочную стоимость с использованием эффективного труда взрослых, социально зрелых и ответственных людей – это другой вариант. Возможен также «коктейль» - и во времени, и в пространстве. Главное – не убаюкивать себя сладкими сказками и не заниматься маниловщиной. В общем, главное – занять позицию взрослого человека.

К счастью, в жизни редко встречаются «чистые» состояния. Конкретный человек и конкретный коллектив обладают как свойствами детскости, на которые мотивация не действует по определению, так и свойствами взрослости, где мотивация вполне реальна и применима. Прикладная задача – находить реальные точки взрослости, и смешивать мотивацию и стимулирование в такой пропорции, которая позволяет решать текущие экономические задачи и одновременно не ухудшает социализацию сотрудников и коллектива в целом. Поэтому – нужна плотная ежедневная работа над системой мотивации стратегического управления персоналом (мотивации) и прямого управления персоналом (стимулирования). Не обязательно огромная – чистить зубы тоже нужно каждый день, да еще несколько раз, но не обязательно делать это целый день

И если по факту у нас слишком мала база для мотивации – мы должны систему стимулирования нацеливать не только на сиюминутные задачи, но и на стратегическую задачу – развитие у себя Человека Взрослого, Ответственного, Разумного, Мотивируемого. Придется этим заняться бизнесу, раз уж семья, ясли, детские сады, школы и ВУЗы, Дом Пионеров, армия и зона не видят проблемы и не справляются с решением

Итак, план работы по-взрослому

  1. Изучение проблемы и работа над чужими ошибками. Что является причиной низкой эффективности основных предлагаемых сейчас систем мотивации: от сдельно-премиальной до KPI и BSC, от премирования до штрафов, от почетных грамот до мордобоя
  2. Четкое выяснение для себя - что такое мотивация и стимулирование
  3. Изучение конкретных субъектов мотивации и стимулирования: сотрудник, коллектив, начальник, «сосед». Выработка и применение методов объективных оценок свойств конкретных субъектов управления
  4. Отработка системы управления под свою компанию, свое подразделение с учетом реальных качеств руководителей и сотрудников
  5. Технологии «взросления» для управляемых и управляющих